Воспитание                                                                                                                            Назад

 

 Как уберечь ребёнка от разрушающих его здоровье и личность влияний?

 

Предлагаем вашему вниманию материалы из книги Александра Дубинина «Ребёнок в мире TV и компьютеров». Это действительно интересно, так как автор не только описывает проблемы, с которыми сталкиваются современные родители, но и намечает пути их разрешения.

 

Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, ревут, угрожают человеческими голосами - "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.

Ребенок, конечно, как говорят ученые, адаптируется к миру - а что ему остается? Но воспринимает он его при этом как враждебный, страшный.

Психологи, специально занимающиеся этой проблемой, разработали один тест. Ребенку (ученику начальной школы) дают красный и черный фломастеры и предлагают раскрасить три круга. Первый означает "класс" в школе, второй - "двор", третий - "город" (или "мир"). Красный цвет означает преобладание добра, черный - зла. Еще года четыре назад на всех рисунках красного было гораздо больше. Причем даже если класс и виделся в черном цвете, то "большой мир" все равно казался добрым. А сегодня почти все дети (8 человек из 10) видят "город-мир" черным - злым, угрожающим.

Врачи именно этим объясняют увеличение душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Его называют "навязчивый страх".

Что ж, дети всегда боялись, например, темноты: видимо, в нас изначально присутствует подсознательное знание, что тьма есть зло, тогда как свет - добро.

Но психологи говорят именно о массовом навязчивом страхе перед окружающим миром. Его следствиями и медицинскими симптомами являются энурез, заикание, нервные тики. Причем они заметили, что такому неврозу подвержены не только дети из "неблагополучных" семей -дети "новых русских" страдают от него даже чаще. Социологи считают, что это связано с криминализацией современного бизнеса: ребенок в семье бизнесмена особенно часто слышит разговоры об убийствах, пытках, похищениях детей. Но и его сверстников из обычных семей не минует страшная информация.

Развиваясь, становясь постоянным, такой страх делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным. Или наоборот – агрессивным. Потому что если попытаться побороть страх, то как это сделать? Очень просто - самому стать страшным.

Как пишут в газетах, сегодня в России около 100000 детей объединены в самостоятельные преступные группировки. Десятки детей стали убийцами. Причем убийства, совершенные группами 10-12-летних детей, немотивированные, странные, носят печать особой жестокости, настоящего изуверства. Среди малолетних преступников есть и дети из вполне обеспеченных семей, привыкшие ни в чем не нуждаться.

Родители часто сокрушаются, говоря о своем сыне или дочери: "Как он (или она) жесток к нам! Как черств и равнодушен к нашей боли, к нашей жизни!"

Чувство исключительности, неповторимости каждой человеческой личности, видимо, заложено в нас изначально. Реакция чистого, неиспорченного ребенка на чужую боль всегда живая и глубокая. Как и на смерть. Он всем желает добра и радости. Кто не знает, как он не любит сказок с плохим концом! Сама мысль, что кто то страдал и в конце концов не получил утешения (понятного детскому сознанию), вызывает глубокое потрясение в его душе.

Теперь представьте, что девочке или мальчику будут каждый день рассказывать об убийствах, пытках, космических войнах и показывать их - сохранится ли это трепетное чувство безусловной ценности и неповторимости жизни каждого человека? Нет, скорее постепенно будет усвоена мысль (она оформится вместе с чувством навязчивого страха), что человеческая жизнь - ничто, что человек та же букашка, которую можно раздавить, или робот, который можно "выключить". Ребенок научится воспринимать смерть как нечто хоть и страшное, но обыденное.

Но уж после этого нечего ждать, что его будет трогать мамина усталость, или папина головная боль, или старческая немощь бабушки.

Где обычный современный ребенок может увидеть и убийство, и изнасилование, и расчленение трупа? Где он узнает, кто такой "садист" или "извращенец"? Где, наконец, он увидит вышедшего из могилы покойника, ужаснейшего монстра, беса? Конечно, по телевизору.

Такими сценами и героями заполнены американские триллеры, которыми - под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними - увлекаются российские подростки. Удел их младших братьев и сестер - пока "мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других - "Чебурашка". Нынешние дети смотрят мультфильмы, похожие на боевики.

В одной педагогической статье проводится интересное сравнение прежних мульт-героев с нынешними: черепашек-ниндзя с Чебурашкой и его друзьями. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки - это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок и восстанавливая справедливость, молотят противников направо и налево, - они напоминают не компанию детей, а молодежную банду. Если шалости Чебурашки с друзьями остаются детскими шалостями, и сами они - из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном.

Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров - маньяков-убийц, летающих суперменов и вампиров. Вампиры (один мультфильм так и называется - "Вампиреныш"), чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) входят с телеэкранов в сознание наших бедных детей, часто ничем не защищенное. Обилие страшного в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. И вот подростка уже не пугают и не трогают развороченные внутренности и расчлененные трупы.

А первоначально, на стадии "мультиков", развивается устойчивый невроз. Ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искренне и бурно реагирует на театральное, мульт-, кинопредставление, не признавая никакой условности. Не случайно, когда врачи-психиатры просят родителей ответить в анкете, что является главной причиной страхов ребенка, те часто пишут: "Мультфильмы".

Дошкольники и младшие школьники очень активно познают жизнь. Специалисты по детской психологии говорят, что дети этого возраста живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - тех, кто тронет восприимчивую душу ребенка. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. Здесь очень много зависит от воспитателей - прежде всего родителей. От них зависит, кому именно и в чем будут подражать их дети. Неужели это будет Вампиреныш, или Микки-Маус, или, позже, пришелец-супермен?

Между тем "голубой экран", у которого современные семьи проводят почти все свободное время, наносит несомненный ущерб физическому и психическому здоровью детей. Детские психиатры и психологи полагают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от телевидения и компьютеров.

Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система. Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (как и компьютера, как, впрочем, и за книгой, если ребенок уже умеет читать) приводит к астено-невротическим нарушениям: из-за обездвиженности расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. Но заметнее всего психо-эмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.

Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение разными способами вольно или невольно кодирует поведение ребенка или подростка - заставляет его жить по законам экранного мира.

Медики свидетельствует о случаях инфарктов и инсультов перед "голубым экраном": пожилые люди переживают сильнейшее эмоциональное напряжение, следя за событиями на экране, - истинно живут чужой жизнью. Ребенок, как мы уже говорили, с трудом проводит границу между условностью и реальностью. Ему еще легче, чем взрослому, погрузиться в мир иллюзии. А поскольку та жизнь гораздо интереснее и богаче событиями, чем его собственная, будничная, он и предпочитает ту жизнь. У экрана он теряет ощущение реальности и погружается в странное лунатическое состояние, напоминающее опьянение.

Телевизионная жизнь, где ребенок пережил такие острые ощущения, кажется ему более "настоящей", чем подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира, он находит свое существование серым и скучным, своих близких - незначительными и жалкими.

Подросток сам не понимает, почему его так притягивает телевизор, почему ему нравится смотреть фильмы про насилие и разврат. В жизни все пресно - там все остро. Главное, когда смотришь - переносишься туда, где все дурное, что скрыто в душе, все тайные, сдерживаемые или неведомые страсти получают пищу и простор.

Потакая этим страстям, телевидение способствует растлению ребенка. Показывая ему насилие даже в "мультиках", предлагая сцены разврата, жестокости или "красивой жизни", телевидение пробуждает в детской душе агрессию, зависть и другие негативные чувства. Боевики учат его презирать слабого, навязывают не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения с людьми, дерзкую и развязную.

Экранные герои так красиво и лихо курят и пьют, так ловко надувают противника, так бесстрашно дерутся, обнимают таких красивых женщин, так гоняют на машинах! И - код принят бедной душой. Ребенок теперь знает, чего хочет. Он будет и в реальной жизни искать удовлетворения открывшейся страсти. А что, собственно, может его остановить?..

Скорбно то, что люди попали в психологическую зависимость от телевизора. Включаешь - и проходят, кажется, тоска и уныние. Зато если он вдруг сломается - катастрофа: наступает непривычная, пугающая тишина, выясняется, что все члены семьи разобщены...

Есть семьи, где телевизор включается с утра, и "под него" проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом - какими-то проблемными передачами, "авторскими" программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, "Поле чудес", боевик - вот и день прошел... Ребенок присутствует тут же, впитывая восприимчивой душой ту бездуховную пищу, которую навязывает ему домашний идол.

Потребляя эту пищу без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.

Обычно дети глубоко увлечены телевизором в тех семьях, где им увлечены взрослые. Здесь "ящик" становится настоящим хозяином дома, высшим авторитетом, любимейшим членом семьи. Этот современный идол занимает почетное место в красном углу и, когда все члены семьи собираются вокруг него, создает иллюзию покоя и любви.

Как же помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в современном машинном мире? Как предотвратить действие отравляющих душу впечатлений, не делая при этом из ребенка старичка, не лишая его детских игр и других утешений? Как, наконец, вырастить его душевно здоровым, нравственным человеком, не превращая его жизнь в череду запретов?

Вещество, прекращающее действие яда или способствующее борьбе организма против яда при отравлении, называется противоядием. Вот было бы хорошо - ввести ребенку такое противоядие, помогающее ему отвергать все вредное, и не бояться за него!.. Если душа ребенка отравляется дурными впечатлениями - нельзя ли вытеснить или ослабить их добрыми? Такие добрые впечатления и могут оказаться тем душевным противоядием, которого ищут современные родители.

Специалисты по детской психологии давно заметили, что ребенок более эмоционален, чем логичен; он запоминает чувства, а не факты. И порой впечатление от того или иного события, часто незначительного, запоминается ему на всю жизнь. Многие давнишние происшествия мы только потому и помним, что они сопровождались сильным душевным движением: или мы были чем-то поражены, или глубоко обижены, или, наоборот, встретили понимание и любовь там, где не ожидали. А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с родителями, - наша великая драгоценность.

Почему если один школьник охотно соглашается попробовать выпить и покурить, то другой без сожаления отказывается? Откуда берутся девочки, при которых друзья и подружки не заводят грязных разговоров? Почему среди веселой компании подростков находится один, который смотрит на часы, чтобы вовремя прийти домой? Очевидно, это дети, которых воспитывали.

Великое благо, если ребенок с раннего детства привык не оставаться в праздности. От нее - и привычка часами сидеть у телевизора, и увлечение азартными играми, и прочие негативные проявления. Поэтому хорошо, если родители сумели, когда дети свободны от учебы, занять их чем-то и полезным, и интересным. Например, рукоделием.

В рукоделии важен не столько внешний, сколько внутренний результат. Мы говорим об этом потому, что маленьких детей, оберегая их от губительной и развращающей праздности, следует приучать именно к рукоделию. Родители же многие дела по дому не доверяют детям именно потому, что думают о внешнем результате. "Лучше сама сделаю!" - порой говорит со вздохом мама, убирая за своим малышом разбросанные игрушки или не давая дочке помыть посуду. Действительно, это легче (и качественнее!)- делать все самой, но для ребенка полезнее как раз обратное.

Конечно, истинная цель рукоделия должна быть известна только родителям - дети же должны быть уверены, что их труд нужен в семье, что они настоящие помощники.

Как показывает опыт многих семей, маленькие дети охотно помогают маме на кухне, особенно в готовке, и охотнее всего ,- если приготовляется что-то особенное, вкусное, праздничное. От теста, как известно, детей не оттащишь. Девочек можно приучать к женским рукоделиям: вышиванию, шитью (сначала для куклы), позже вязанию. Мальчику - доверять какие-либо столярные работы по дому. Желание помочь взрослым - очень ценное желание, и его следует всячески поощрять. И пусть пирожки, которые лепила дочка, на первый раз некрасивы и неуклюжи, а табуретка сколочена не так ловко, как это сделал бы папа, - это не причина для того, чтобы отмахиваться от детей: "Да мы сами лучше сделаем!"

В некоторых семьях мамы вместе с детьми выращивают (даже в условиях городской квартиры) декоративные или съедобные растения. Те, у кого есть счастливая возможность вывезти ребенка летом за город (на дачу, в деревню), выделяют ему свою грядку на огороде.

Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть - для малышей - обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно.

В семьях, где несколько детей, на старших может быть возложена ответственная обязанность заботы о младших. И опять - лучше если это будут не "отдельные поручения", а постоянное, неизменное: или ежедневная прогулка с младшим братиком или сестренкой, или ежевечерние занятия с ними каким-либо рукоделием... Старшим может, например, быть поручено ежедневно забирать младших из детского сада или (если младшие уже школьники) проверять приготовление уроков и т. д.

В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными - будь то рыбки, или кошка, или собака. Бывает, что подросток уклоняется от пустого препровождения времени после школы и спешит домой, потому что там его ждет собака, которую никто, кроме него, не выведет гулять.

Говоря о средствах, которыми можно защитить от вредных впечатлений чувства ребенка, хочется начать с природы. Это отличное противоядие от влияния отравляющей тело и душу "машинной цивилизации".

Добрыми впечатлениями, полученными в общении с природой, может насыщаться и младенец. На прогулке мама обратит внимание малыша на смену времен года. Она покажет ему, как осенью опадает листва в парке, как зимой снег укрывает землю, как радостно возрождается парк весной. Совершенство формы и чистая белизна снежинки, сила стремления к жизни весенней травинки или почки и многое, многое, чем так богата живая природа, - все может радовать и воспитывать ребенка. Спокойно текущая река, прозрачный ручеек, облака и звезды на небе, плодородие земли... Жизнь насекомых, птиц...

Родители - особенно детей-дошкольников, - при всей своей занятости, не должны жалеть сил и времени на прогулки с детьми. Не говоря уже о возможности "подышать воздухом", прогулка - это общение в приятной и интересной обстановке. Возраст до 7 лет - золотое время для воспитания души, когда ребенок еще открыт перед взрослыми и особенно легко принимает на веру их слова. Уроки жизни, полученные на таких прогулках, как правило, остаются в памяти на всю жизнь.

Хорошим противоядием от пошлости "массовой культуры" (тех же"мыльных опер", "ужастиков" и боевиков, музыкальных и игровых шоу), от губительной рок-музыки может стать для наших детей настоящее высокое искусство. Несомненно, стоит знакомить ребенка с лучшими образцами искусства, чтобы на них воспитать в нем эстетический вкус.

Если речь идет о чтении ребенку книг, то пусть это будут не только "Сказки" Пушкина или "Аленький цветочек" Аксакова. Как много сокровищ в русской взрослой поэзии XIX века, вполне доступных детскому восприятию и заучиванию детьми наизусть! Пусть ребенок привыкнет к звучанию классического русского стиха, пусть научится понимать поэтический образ. А сколько интересных тем для бесед с детьми даст поэзия!

Счастливы дети в тех семьях, где есть обычай собираться вместе и читать вслух разные хорошие книги. Затрата взрослыми времени на это сполна окупается огромной пользой для ребенка и всей семьи.

Картины, пейзажи, жанровые полотна - их можно обсуждать с детьми не только в Третьяковке, но и рассматривая художественные альбомы. А главное - серьезная классическая музыка. К ней надо приучать ребенка с первых лет жизни, и тогда позже она станет лучшим противоядием от поп- и рок-музыки. Подростки, часто посещавшие консерваторию, как правило, очень спокойно воспринимают всякие "металлы" и прочее и вряд ли увлекутся ими.

Хотелось бы посоветовать всем родителям с малолетства обучать ребенка музыке: или игре на каком-либо инструменте, или пению в хоре. А настоящее музыкальное образование, учеба в музыкальной школе, хорошо еще и тем, что надолго займет ребенка, избавит его от вредной праздности. Ученику музыкальной школы не до компьютерных игр: ему, кроме уроков и гулянья, надо еще идти "на музыку" и дополнительно заниматься дома. Приобщение к настоящему искусству сделает ребенка и более разборчивым в отношении телепродукции.

Но как же все-таки быть с телевизором и компьютером?...

Увы, приходится исходить из того факта, что телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка. Не иметь в семье телевизора - значит слишком сильно отличаться от общепринятой нормы. Насколько готовы к этому родители? И понимают ли они, что их дети таким образом оказываются оторваны от сверстников? Все ли смогут это осилить? Или такой путь -для самых стойких и мужественных?

Но в любом случае все родители должны стремиться свести "общение" ребенка с телевизором до минимума (ради сохранения физического здоровья) и сделать его строго выборочным (ради сохранения здоровья душевного).

Замечено, что дети и сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть. Поэтому родителям детей-дошкольников не стоит жалеть сил на игры с ними.

Позже на первый план выйдет другая задача - разумный выбор телепередач. Это занятие - смотрение телевизора, - учитывая определенный вред для здоровья ребенка от облучения, должно быть целесообразным.

Чтобы протянуть руку и включить телевизор, больших усилий не требуется. Но для чего человек (взрослый или ребенок) это делает? Вот что важно. Машинально, по привычке? От нечего делать? Чтобы "отключиться", забыться перед экраном? Создать фон для каких-то иных занятий?.. Нет, такие причины родители не могут счесть уважительными и должны твердо, родительской властью и авторитетом, их отвергать.

Но разве не бывает полезных телепередач? Учебных программ, развивающих ум, побуждающих к познанию и самостоятельному мышлению?.. Научно-популярные передачи по истории, искусству, естествознанию не только не повредят подростку, но принесут ему известную пользу. То же самое можно сказать и о некоторых художественных фильмах. Только вот выбирать эти передачи должны родители, и выбирать строго.

Так, в одной семье отец вместе с дочерью в воскресенье вечером открывают программу телепередач на неделю и, вооружившись фломастером, отбирают те, что они будут смотреть. Если их оказывается слишком много, делается более строгий отбор, исходя из установленного "лимита" времени... Может быть, и другим пригодится этот опыт?.. Очень важно, чтобы телевизор в доме включался только для того, чтобы посмотреть что-то конкретное, а не для того, чтобы убивать время перед ним. Посмотреть что-то - и сразу выключить, не давая втянуть себя в просмотр следующей передачи. Это, пожалуй, главное.

Мудрые родители умеют поставить и телевизор на службу семье. У них это не "господин Телевизор", а помощник. Зрительный образ - самый яркий, самый запоминающийся. Образный язык киноискусства-доходчив до детской души. Поэтому важно, что произносится этим "языком".

Можно только добавить, что родительский запрет (если ребенку очень хочется что-то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя) должен быть обоснован - хотя бы тем, что сказано о телевизоре в нашей книге. Во всяком случае, задача родителей - доходчиво объяснить обиженному ребенку, что ничто не проходит для души бесследно, и помогать отличать плохое от хорошего.

Итак, помочь ребенку сохранить физическое и душевное здоровье в мире машин может своего рода система внутренней защиты. Создание ее должно стать главной задачей современных родителей, желающих добра своему ребенку.

 

Назад

Hosted by uCoz