Зачем вам ребёнок?

            Явные и скрытые причины, вызвавшие желание иметь ребёнка, то, какой представляют себе его дальнейшую жизнь родители, во многом определяют будущий жизненный путь ребёнка. Но не всегда родители осознают, кем является для них ребёнок, хотя это, несомненно, поможет разрешить многие проблемы во взаимоотношениях «отцов и детей». Поправить отношение к ребёнку легче, пока он пребывает в младенческом возрасте. Чем позже это произойдёт, тем хуже, так как может иметь место полное расстройство отношений с ним. Как показывает жизнь, гораздо легче их наладить, пока ребёнок ещё маленький, и покрывает своей любовью к родителям многие неправды в их отношениях. Итак, кем же может являться ребёнок для родителей?

 

Ребёнок плоть от плоти моей и потому моё продолжение.

Родитель непременно хочет вложить в своё дитя собственные жизненные ценности. Дитя – продолжатель его дела, обычаев, традиций. Родитель искренне печалится, недовольствует, гневается, когда ребёнок с ним не согласен, невосприимчив, настаивает на своём, упрямится. Он требует от сына или дочери следования за своими крутыми поворотами в жизни. Он ищет и хочет единодушия с ребёнком, чувствуя в этом важную опору для собственной жизни, и остро переживая всякий разлад.

Родитель не подозревает, что вся энергия попечения о ребёнке исходит из скрытой в душе неправды отношения. Он воспринимает своё чадо только как собственное творение. Он желает угождения себе, своим нормам жизни. Не имея уважения к свободе ребёнка, он подменяет любовь к нему любовью к собственным жизненным ценностям. Отсюда всё сильнее растёт нечувствие жизни своего ребёнка. Взрослый пребывает в переживаниях своих самоугождений, саморазумений и самохотений как в воспитании, так и в развитии ребёнка. Поэтому его настроение постоянно меняется: то он унывает, глядя на других детей, то обижается, то раздражается, то гневается.

 

Ребёнок – моё оправдание перед людьми.

            Ребёнок рождается как общественная необходимость, потому что так принято в обществе, так нормально. При этом родители могут быть заняты самыми разными делами, а ребёнка имеют как дань общепринятой норме. Одет как все, питается не хуже других, занятиями, принятыми в обществе, вполне загружен: школа, студия, репетитор. Но так как родитель относится к ребёнку как к ещё одной данности его положения в обществе, личные отношения с собственным чадом могут не сложиться.

Но если положение родителя в обществе из-за поступков сына или дочери начнёт колебаться, дитя сразу же становится объектом пристального внимания недовольной родительской души. Наведя «порядок» (способы у каждого свои), родитель быстро успокаивается и возвращается в привычный характер отношений. Папы и мамы приводят дитя к общественным нормам, так как посредством ребёнка поддерживается имидж самих родителей.

При этом само чадо может ничего не значить для матери и отца. Оно – часть их имиджа, и потому всё должно делать хорошо! Что оно при этом переживает, их вовсе не интересует. Ребёнок должен хорошо учиться, должен поступить в институт, устроиться на престижную работу, не иметь нареканий от учителей, начальства и властей, уметь зарабатывать деньги, иметь семью и т.п. Кроме ориентации ребёнка на вышеперечисленные ценности, никаких личных отношений родитель с ним, как правило, не имеет. Дитя для него мало чем отличается от модной одежды, машины, дачи, породистой собаки и прочих социально значимых атрибутов.

 

Ребёнок – моя опора в старости.

            Некоторые родители воспитывают в детях чуткость к нужде, способность попечения и заботы, верность, преданность лично им. Эта установка ожидания запечатлевается в душе родителя вместо беззаветной, бескорыстной любви, и из неё исходят различные родительские переживания – неуверенность в сыне или дочери, подозрение в предательстве, чёрствости. При малейшем намёке на недостаточную чуткость, невнимание возникают обиды и ожесточения, ведётся постоянный контроль уровня заботы, расположения к матери, отцу.

Родители могут проявлять капризы, недовольства, демонстрировать болезни и немощи, культивируемые с одной целью – удержать внимание и заботу ребёнка на себе. Или наоборот – постоянно задаривать дитя дорогими подарками, деньгами, обременять излишним вниманием, происходящим из беспокойства о своей участи в старости. Но если разобраться, обнаруживается, что такой родитель по-настоящему никогда не любил ребёнка. Ему было приятно, когда ребёнок проявлял к нему свою любовь, тем лишь и был дорог ему ребёнок.

 

Ребёнок дорого достался.

Если ребёнок в детстве много болеет, в материнской душе развивается сильный навык реагировать на его малейшее расстройство. Скоро она перестаёт различать, где у ребёнка каприз, а где он действительно нуждается в её участии. Мать теряет всякую здравость в отношениях с ребёнком. Она становится вспыльчивой, раздражительной, либо до крайности строгой, требовательной, либо, напротив, обидчивой, унывающей; или того хуже – заискивающей и угождающей, ведь ребёнок для неё – центр жизни.

В центре такого развития отношений лежит зависимость матери от телесно-чувственного довольства ребёнка.

 

Эротическое пристрастие.

Сегодня немало матерей, в одиночестве воспитывающих сыновей, явно или скрыто страдают этой болезнью. Неудовлетворённость мужем или его отсутствие пробуждают эротическую страсть к собственному сыну. Выражается она в чувственной нежности к нему, иногда даже в кокетстве, не замечаемом самой матерью.

Если есть второй ребёнок – дочь, то она будет испытывать постоянную обделённость любовью. Даже если внимание и заботы о ней будут большими, тем не менее, ощутимую разницу отношения к себе и своему брату со стороны матери дочь явно будет переживать и страдать от этого.

Невнимание сына может порождать материнские капризы, истерики и сцены, которые станут устраиваться с целью добиться проявления сыновних чувств. В крайних проявлениях это обнаруживается в притяжении матери к одежде сына, запаху его тела, совместном сне в одной постели с уже довольно большим ребёнком. Постепенно в мальчике развивается глубокая чувственная зависимость от матери, неустойчивость настроения, импульсивные проявления сексуальности, слабость воли. Может начать проявляться сексуальное тяготение к мужчинам. Остаётся только посочувствовать будущей жене такого мальчика.

 

Ребёнок – профессионально-педагогическое приложение родителя.

Ребёнок для родителей всё равно что помидорный куст на огороде. Как с куста родитель хочет иметь хороший урожай и ради этого пробует разные способы и варианты его выращивания, так и с ребёнком он поступает как с предметом своих педагогических экспериментов.

По прочтении очередной книжки о воспитании детей он испытывает новые идеи на своём ребёнке. Однажды его увлечёт идея развития памяти у ребёнка, в другой раз захватит идея трудового воспитания, в третий – идея воспитания воли посредством закаливания… Родитель при этом готов заниматься ребёнком всё свободное время. Кого и что он любит? Своего ребёнка или свои педагогические опыты над ним?

Проверить самого себя по этому вопросу просто. Нужно вспомнить минуты, часы пребывания с ребёнком вне своих педагогических экспериментов. Это время может припомниться пустым, даже холодным по душевному чувству. В такие минуты родитель не знает, что с ребёнком делать, о чём говорить. Пребывание с ним томительно и тягостно…

 

Ребёнок – компенсация за отсутствие мужа, жены или несостоятельность в жизни.

Привязанность и привязчивость к ребёнку в этом случае могут значительно нарушать весь строй развития детской души, замыкая дитя на родителей, расслабляя его волю, погружая в душечковую чувствительность сердце и помрачая разум установками себялюбия и эгоизма.

 

Ребёнок – попытка укрепить (или даже создать) семью.

Обычно встречается у женщин, ставящих целью укрепить отношения в семье, вернуть мужа, либо предотвратить его уход, «привязав» к себе ребёнком, и даже пытающихся таким способом вынудить партнёра жениться. Далеко не всегда желанная цель достигается, а если и достигается, то, как правило, ненадолго.

Такое поведение матери, кроме того, является основной причиной нарушения течения беременности, преждевременных родов, отсутствия молока у матери, болезненности малыша.

Планируя беременность с целью разрешить какие-то свои проблемы, нужно понимать, что груз при этом перекладывается на слабые плечи ещё не родившегося ребёнка, и нести этот груз ему приходится иногда в течение всего жизненного пути.

 

Ну а такие мотивы рождения ребёнка, как: показать родителям, что стала взрослой, родить «для здоровья», получить материальные выгоды, в комментариях, пожалуй, не нуждаются.

 

Идеальный вариант – когда основная причина желания родить ребёнка – любовь! Мужчина и женщина сознают, что только от этого единственного человека в мире, «своей половины», хотели бы иметь дитя, и сознательно идут на этот шаг, создавая условия, необходимые для зачатия и вынашивания беременности, родов и воспитания малыша. (по материалам из книг «От зачатия до рождения», автор – Анатолий Гармаев, педагог, психолог и «Как родить здорового ребёнка», автор – Игорь Валериевич Добряков, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования)


 

Назад

Hosted by uCoz