Почему официальная медицина не признаёт альтернативные подходы к родовспоможению

 

             Официальная медицина постоянно ссылается на «фактор риска», оправдывая полную «медикализацию» процесса родов и не признавая естественные, и тем более, домашние роды. Но это совершенно не означает, что официально-медицинский подход (который предполагает широкое применение седативных препаратов, искусственных гормонов, эпидуральную и другие виды анестезии, применение щипцов и частые кесаревы сечения), уменьшает вероятность риска, так как многие медицинские вмешательства на самом деле несут с собой опасность дополнительного риска.

            Кроме того, ориентация на случаи высокого риска противоречит интересам подавляющего большинства женщин, у которых беременность и роды протекают нормально. К сожалению, большинство врачей утверждают, что здоровье – это просто отсутствие болезни. В результате такого подхода, ориентированного на патологию, врачи тратят основное время учёбы на подготовку ко всевозможным осложнениям, которые могут возникнуть во время беременности и родов. Студенты изучают всё, что относится к отслоению плаценты и острому токсикозу, но очень мало внимания уделяют физиологии нормальных родов. В результате они склонны рассматривать любые роды как потенциальную проблему.

            Конечно же, нельзя отрицать достижений прогресса в области медицины, и если это необходимо, нужно осуществлять медицинское вмешательство. Но каждые роды неповторимы, поэтому не может быть стандартной модели медицинского вмешательства. Медицинская помощь должна быть как можно менее навязчивой. Нужно избегать опасностей, которым подвергает женщину традиционное акушерство: когда женщина может свободно двигаться во время схваток и принимать вертикальное положение во время родов, многих осложнений просто не возникает, и многие обычные вмешательства становятся не нужными. (из книги «Возрождённые роды», автор – Мишель Оден, всемирно известный французский врач)

 

            С самого начала беременности женщина автоматически попадает в категорию нездоровых. Система обучения врачей в нашей стране построена таким образом, что мы изучаем не здоровье. а болезни, поэтому врач всегда ориентирован на патологию – отклонение. Это передаётся и наблюдаемой им женщине. Сложно обвинять в таком подходе врачей, ведь мы больше всего боимся пропустить осложнения, врач несёт ответственность именно за это.

            Завершающим в образе «беременность – нездоровье» является то, что женщину убеждают, будто бы без медицинского участия в родах ей не обойтись. Врачи и медицина в целом предстают для рожающей женщины просто благодетелями. Если бы не они, то неизвестно, что и было бы… Правильная, исключительно полезная идея поддержки в родах, обеспечение женщине и ребёнку чувства безопасности, оказания в случае необходимости своевременной помощи извращена полностью. Женщина оказалась заложницей медицины.

            Если нам кажется, что роды затягиваются или их течение отклоняется от предполагаемого нами, далеко не всегда мы ждём и даём родовому процессу протекать естественным путём. Роды всегда индивидуальны, даже у одной и той же женщины каждые роды протекают по-разному. Психология нашей медицины такова, что если встаёт вопрос: индивидуальные особенности или возможные отклонения, врачи всегда склоняются в пользу последнего.

            Вмешательство в ход природных процессов – важная причина родового травматизма. Но я сама врач, знаю, как сложна наша работа, и не обвиняю врачей в сознательной недобросовестности. Виновата медицинская система, которая узурпировала право на роды и теперь решает за женщину, когда, как и в каких условиях ей рожать.

            Бороться с системой, как известно, сложно. Но выход только один: каждая женщина должна уметь защищать себя и своего ребёнка от чрезмерной опёки медиков, она должна сломать в своём сознании стереотипы, ассоциирующие беременность с нездоровьем, и научиться ощущать своё тело, сильное и мудрое.

            Женщина, и только женщина несёт ответственность за то, что с ней происходит. Такая ответственность поможет ей и правильно выносить ребёнка, и хорошо родить. А что можно ожидать от женщин, которые, уже входя в кабинет, как бы говорят: «Вот я, разбирайтесь, что со мной, и делайте всё, чтобы я и мой ребёнок были здоровы, это ваша забота»?

Врач не Господь Бог, он лишь помогает, поэтому только при сотрудничестве можно рассчитывать на успех. Роды может «вести» женщина, а может «вести» врач, преимущества первого варианта очевидны. И врачу не стоит забывать, что женщина – не враг своему ребёнку, и больше доверять ей. (из книги «Роды без травм», автор – Марина Свечникова, акушер-гинеколог, член президиума Ассоциации перинатальной психологии, директор программы по материнству и детству общественного движения «За здоровую Россию»)

 

Важность здоровых семейных отношений, удовлетворения специфических материальных и душевных потребностей женщины во время вынашивания ребенка и при его рождении, удовлетворения естественных потребностей малыша после его рождения очевидны не только для современной науки. В любой культуре выделяется мощный пласт, который можно назвать культурой перинатального периода, или перинатальной культурой. Перинатальная культура - это совокупность мировоззренческих идей и взглядов общества, выражающихся в существующих обычаях и традициях, на процессы планирования семьи, беременности, рождения ребенка и младенчества. Ясно, что перинатальная культура тесно переплетается с такими явлениями, как культура семьи вообще и культура родительства и воспитания в частности. Очевидно, что эта культура может быть совершенно различной в зависимости от условий жизни данного общества и целей, которые оно преследует. Существенно лишь то, что феномен перинатальной культуры - это отражение того или иного понимания роли перинатального периода в формировании личности человека.

Если говорить о современной перинатальной культуре цивилизованных стран, то этот термин вряд ли уместен. Весь этот период как будто вырван из повседневной жизни и представляется более как проблема медицинская, нежели социальная. Беременность рассматривается как процесс, идущий на грани с патологией, рождение ребенка в большинстве случаев происходит в отрыве от семьи, за стенами клиник и практически всегда с медицинским вмешательством, родившийся ребенок находится под наблюдением целой армии специалистов-медиков. Поэтому мы можем говорить о дородовом медицинском наблюдении, о медицинской практике ведения родов, о врачебном контроле за здоровьем младенцев, но не о культуре в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это слово. Правильнее было бы сказать, что отличительной чертой нашей культуры является отсутствие перинатальной культуры.

Сегодня мы можем видеть печальную картину отчуждения родителей от своих детей, начинающуюся с внушения беременной женщине статуса пациентки со всем сопутствующим комплексом страхов, продолжающуюся отрывом женщины от семьи при родах в больнице и лишением ее права ухаживания за своим только что родившимся ребенком по своему усмотрению. В периоде раннего младенчества своего ребенка родители практически парализованы в творческой активности и находятся в полной власти медицинских рекомендаций. Для медицины же ребенок - это прежде всего пациент. А значит, его надо лечить. А если и не надо, то обязательно проводить определенную профилактику (прививки, медосмотры и т.д.). Мнение родителей в расчет, как правило, не принимается.

Такое отчуждение родителей от детей ведет к отсутствию культуры родительства, обычаев и традиций, идущих от начала жизни каждого человека. Тем самым наша культура оказывается лишенной одной из своих важнейших составляющих. И как бы эти проблемы ни были далеки от современного человека с его жизненными ценностями, от воссоздания этого культурного слоя во многом зависит разрешение огромного количества противоречий и конфликтов нашей жизни. Ведь осознание действительности уже не первого поколения формируется в отсутствие перинатальной культуры, а значит, это осознание также имеет пробел. И этот пробел нельзя считать несущественным, ибо отношение к зарождению новой жизни, к женщине-матери, к новорожденному младенцу как носителю и продолжателю нашей культуры определяет слишком важные мировоззренческие установки, так или иначе пропитывающие всю нашу жизнь. (из книги «Экология младенчества», авторы - Михаил Трунов и Леонид Китаев)

 

Назад

Hosted by uCoz