Дома и стены
помогают
Домашние
роды в нашей стране не узаконены, но и не запрещены. Женщина, которая
решила рожать дома, сама несёт ответственность за себя и своего ребёнка. И
количество таких женщин с каждым годом растёт. Для многих стран мира
домашние роды – обычное явление, например, в Голландии примерно каждая
третья женщина рожает дома. К сожалению, так как российская медицина
отказывается признать право женщины рожать там, где этого хочет она, то и
официальной статистики в пользу или против домашних родов не существует.
Поэтому я буду ориентироваться на то, что видела и знаю сама.
Женщины
дома рожают, бесспорно, лучше. Привычная обстановка, врач и акушерка,
которым полностью доверяют. Нет психотравмирующей ситуации, женщина
спокойна и расслаблена, а это, как вы знаете, залог успеха в родах.
Домашние
роды – это, как правило, роды в воду. Этим ребёнку заметно облегчается
переход из одной среды – водной в матке – в другую – на сушу. Чтобы понять
разницу, достаточно один раз увидеть ребёнка в момент родов в родильном
доме и рождённого в своём доме.
Выглядит это так: ребёнок. Родившись в
родильном доме. Начинает с криком дышать, причём его крик носит истошный
характер, в нём слышится ужас, он открывает глаза и тут же судорожно их
закрывает, как будто ему больно смотреть на всю нашу жизнь. На самом деле
ему действительно больно: холод пронзает всё тело (из температуры 37
градусов он попадает в комнатную около 20 градусов), глаза слепят яркие
лампы, уши закладывает от перепада давления и громовых звуков. На его
крохотном красном личике гримаса страдания.
Теперь посмотрим, как это выглядит дома:
точно также ребёнок с криком выталкивает воздух из своих лёгких, но
несколько раз закричав, он замолкает. Его погружают в тёплую воду, он
открывает глаза и спокойно, кажется, совершенно осознанно, осматривается
по сторонам. Он знакомится с миром, в который попал. Ему скорее интересно.
Чем страшно. Свет приглушён, он не режет глазки, тишина, тихий голос,
плеск воды в ванне, тёплая вода, в которой вновь теряется непривычный вес
своего тела, тёплые. Ласковые и умелые руки домашней акушерки, и мягкий
мамин живот, её знакомое сердцебиение. Так, значит, ты такая, мама!
Неужели вам бы не хотелось так родиться?
Женщин обвиняют, что они рожают в «грязную
водопроводную» воду, что вся обстановка не стерильна. Однако в роддомах
всегда были, есть, и будут инфекционные осложнения, а у домашних детей их
практически нет. Почему?
Ребёнок рождается стерильным по отношению
к внешней микрофлоре, в первые часы его кожа и слизистые заполняются
микроорганизмами. Если ребёнок находится с мамой и на маме, то его
наполняют материнские микроорганизмы, если нет – то чужие. К собственной
микрофлоре мама имеет антитела, которые со своим молоком тут же и передаёт
ребёнку. Кожа и слизистые ребёнка заселяются микроорганизмами и он тут же
получает от них защиту. Чужая же микрофлора, даже обычная, не вызывающая
заболеваний, для ребёнка, особенно ослабленного, может оказаться
чрезмерной. У него просто не хватит сил справиться с ней, а у матери,
возможно, таких антител нет.
Дома вас никто не торопит, можно спокойно
отдохнуть, расслабиться в непринуждённой, нестесняющей обстановке, выпить
травяной сбор или просто повиснуть на руках у мужа. Дома помогает всё.
Но в последнее время я всё чаще
сталкиваюсь с ситуацией, когда на домашние роды женщины идут не потому,
что так лучше для ребёнка, а потому, что они так боятся нашей медицины,
что согласны рожать где угодно, но только не в роддоме. Столкнувшись
однажды с хамством и грубостью, с бессердечием и безразличием, женщина
замыкается в себе и отказывается дальше контактировать с врачами.
Что же, в акушеры идут самые равнодушные?
Акушера нельзя научить, акушером нужно родиться. Рядом с рожающей женщиной
не бывает наблюдателей. Подсознание врачей, так же как и других людей,
выдаёт им свою историю, историю их собственного рождения. Если эта
информация для них хоть в какой-то степени травматична, то рано или поздно
сознание начнёт защищаться: либо отстранившись, и тогда женщина говорит,
что врач равнодушный, либо нападая, тогда говорят, что он грубый и
агрессивный.
Домашние дети, то есть дети, рождённые
дома, особенные дети. Их видно в толпе в любом возрасте. Они открыты миру,
и чувствуют себя в нём гармонично и безопасно. (из книги «Роды без травм»,
автор – Марина Свечникова, акушер-гинеколог, член президиума Ассоциации
перинатальной психологии, директор программы по материнству и детству
общественного движения «За здоровую Россию»)
Взгляд
врача-педиатра на домашние роды.
Последние 7 лет я имею удивительную
возможность наблюдать за детьми, родившимися дома.
Сначала, имея традиционные взгляды и
негативный опыт работы в отделении реанимации для новорожденных, мне было
трудно понять и родителей, и тех, кто им помогает родить ребенка дома.
Общеизвестен риск возможных осложнений в родах, и лучше всего об этом
знают профессионалы, но, тем не менее, даже среди них есть предпочитающие
для своего ребенка домашнее рождение.
Для меня стало очевидным, что если я вижу
не очень благополучного младенца, родившегося дома (например, с
недостаточной массой тела, признаками морфофункциональной незрелости, из
двойни, или даже с риском по развитию инфекции), к моему бесконечному
удивлению, эти дети раньше и успешнее адаптируются к внеутробной жизни,
видимо, благодаря исключительному контакту со своими близкими, прибывая в
исцеляющем поле любви, и, разумеется, минуя контакты со "злой"
госпитальной флорой.
Меня очень радует отсутствие родового
травматизма в домашних родах. Если в роддоме родовая опухоль больших
размеров на головке ребенка, перелом ключицы (даже у детей менее трех
килограмм весом) - обычное явление, а кефалогематома (то есть серьезные
повреждение костей свода черепа) встречается даже у детей, извлеченных
через разрез матери при кесаревом сечении, то у "домашних" детей даже
маленькая родовая опухоль на головке - редкость. Перелома ключиц и других
костей я не встречала даже у детей с весом более четырех килограмм. И,
конечно же, нет детей, стрессированных окситоцином (это достаточно большая
группа новорожденных, матери которых получили стимуляцию родовой
деятельности). Эти дети имеют неврологическую симптоматику, чаще в виде
синдрома гипервозбудимости, а в последующем нередко невротические реакции,
эмоциональные и поведенческие нарушения, трудности в социальной адаптации.
(цитата из статьи Т.А. Бачуриной, врача-микропедиатра, с сайта «Рождение
без насилия»)
Как
можно рассматривать беременность и роды
Современные взгляды официальной медицины
на перинатальный период вкратце можно свести к следующему:
1) каждый человек
является пациентом и требует регулярного медицинского контроля и
обязательного медицинского вмешательства;
2) беременность - это
процесс, требующий повышенного внимания, поскольку беременная женщина
является трижды пациенткой: а) просто как любой человек; б) из-за
специфики беременности; в) как вынашивающая в себе другого пациента.
3) рождение ребенка -
процесс, требующий обязательного медицинского вмешательства и контроля, а
потому он должен происходить в предназначенном для этого месте - родильном
доме;
4) роды - это процесс,
угрожающий здоровью матери, поэтому требуется нахождение ее в течение
некоторого времени в условиях больницы;
5) каждый
новорожденный в период адаптации к внеутробным условиям является существом
несовершенным и подвергается огромной опасности от факторов внешнего мира
(холод, бактерии и т.д.) и потому требует специальной защиты и изоляции (очень
часто даже от матери) в специально созданных условиях;
6) мать или вообще
родители имеют ограниченную компетенцию в вопросах здоровья ребенка и
должны строго следовать врачебным рекомендациям;
7) детство, особенно
раннее, - наиболее опасный для здоровья период жизни, требующий
постоянного участия врача, а также период, когда необходимо создать защиту
на будущее (в виде профилактических прививок).
Наверное, не каждый
врач согласится с этим. Но нужно учесть, что это не изложение официального
медицинского подхода, а выводы из существующего положения дел.
Существует и другой подход - осознанное
отношение к родительству, которое в отношении периода раннего младенчества
основывается на том, что родители являются единственными людьми,
способными глубоко чувствовать потребности и состояние своего ребенка,
способны взять на себя ответственность за его настоящее и будущее. Кроме
того, родители должны иметь свободу выбора в своих действиях, основанную
на реальном знании, а не слепо следовать устоявшимся традициям, уметь
оценивать свои возможности и возможности ребенка. Другими словами,
сознательное родительство подразумевает стремление к профессионализму.
Формирование здоровой перинатальной
культуры состоит в утверждении принципиально иных установок:
1) здоровье каждого человека определяется
образом его жизни (во всех сферах: физической, эмоциональной, умственной,
социальной, моральной); каждый человек в первую очередь сам ответственен
за свое здоровье;
2) беременность - естественный процесс, но
требующий повышенного внимания как процесс не только биологический, но и
социальный, требующий своего возвышения в интересах ребенка и всего
общества;
3) рождение ребенка - также естественный
процесс, но весьма важный по своему значению как для матери, ребенка и
семьи, так и для общества, и также являясь процессом социальным, имея
сильную психоэмоциональную составляющую, требует повышенного внимания в
смысле удовлетворения всех естественных потребностей (физиологических и
психоэмоциональных) матери и ребенка. Исходя из этого, наиболее
предпочтительное место родов - свой дом и окружение близких людей;
4) роды (естественные) - это процесс,
благотворный для здоровья женщины. Ход этого процесса влияет на будущие
взаимоотношения матери и ребенка, на самооценку матери как родителя.
Являясь пиковым переживанием, роды могут стать источником положительной
трансформации ее мировоззренческих установок и духовного обогащения. То же
касается и отца при вовлечении его в этот процесс. Лучшие условия для
матери после родов - это свой дом, близость ребенка и благоприятное
психологическое окружение;
5) новорожденный ребенок обладает мощными
адаптивными механизмами и способностью противостоять вредоносным факторам
внешней среды: реализация этой способности, а значит и степень
безопасности ребенка, зависит от удовлетворения его естественных
потребностей, важнейшие из которых - быть вместе с матерью после рождения
и благоприятная психологическая атмосфера;
6) родители несут ответственность за
благополучие ребенка (причем не формальную - как врач, а реальную -
благодаря своему биологическому и социальному положению как родителей). Их
сегодняшняя некомпетентность связана лишь с соответствующими культурными
установками и фактическим отсутствием у нас института родительства ввиду
узурпации медициной начальных периодов жизни ребенка;
7) детство, особенно раннее, - период,
когда создается фундамент физического, психического и нравственного
здоровья. Задача этого периода - проявить имеющиеся в ребенке возможности,
предоставить ему модели поведения, позволяющие жить в гармонии с
природными законами.
Эти установки подразумевают активность
родителей в процессах беременности, родов и периода младенчества своего
ребенка. Это, в свою очередь, подразумевает постоянное
самосовершенствование родителей. (из книги «Экология младенчества», авторы
- Михаил Трунов и Леонид Китаев)