Откуда берутся
«трудные» дети?
Как вы
помните, роман «Анна Каренина» начинается с известного афоризма: «Все
счастливые семьи похожи друг на друга; каждая несчастливая семья
несчастлива по-своему». Так можно сказать и про детей: все «хорошие»,
«послушные» дети «хороши» одинаково, но каждый «трудный» ребёнок труден
по-своему. И действительно, один упрям, другой – ленив, третий – груб,
четвёртый – застенчив. Вот только вопрос один и тот же задают матери: «И
почему он такой, не знаю?».
Не знает
мать «трудного» ребёнка, как правило, и что с ним делать. Вроде бы
очевидно: если ребёнок ленивый – надо его сделать трудолюбивым, если
упрямый – сговорчивым, если жадный – добрым. Одним словом – «плохого»
сделать «хорошим». Итак, цель ясна! Правда, непонятно, как её достичь…
Трудно с ними, с этими «трудными» детьми. Уговариваешь – не слушаются,
повышаешь голос – не реагируют, накричишь – расплачутся, ну а физические
наказания – это не приведи Господь, это непедагогично! А тут, как на грех,
жизнь пошла такая, что не только шлёпнуть, а побить иногда хочется.
Прошлое –
религия, традиции, устои, нравы, культура – считается уже чуть ли не
отжившим, советский тоталитаризм – позорным, демократическое настоящее –
какое то «ненастоящее», а уж в светлое будущее верят чудом уцелевшие
бабули, которые пережили реальные трудности, и немногие их дети, в которых
жажда жизни, вера, труд, оптимизм, любовь к ближнему – не пустой звук.
Прогнозы
экспертов на будущее, которыми нас старательно пичкают СМИ, не
утешительны: цены будут расти, уровень жизни – падать, возрастёт
заболеваемость СПИДом и прочей гадостью, упадёт рождаемость, рост
спекулятивной торговой деятельности приведёт к спаду производства, а рост
преступности – к окончательному падению культуры.
Вырисовывается какая-то мистическая картина вселенского зла, а ты внутри
этого «мирового зла» уже не маленькая «планетарная система» со своим пусть
маленьким, но порядком, а хаотично движущаяся броуновская частица, которая
растерянно тычется куда попало во внезапно рухнувшем, распавшемся на атомы
обществе.
Срочно
надо заработать деньги, срочно их потратить, срочно что-то купить, и
желательно побольше, ведь завтра всё опять подорожает… Это и есть ситуация
постоянного стресса. Вся жизнь – сплошное потрясение, сплошная трясучка… А
тут ещё ребёнок под ногами вертится… До чего не ко времени, до чего
неуместен! (не касается долгожданных детей и их родителей)
Но ведь
он не просил его рождать. Он не виноват, что вы решили произвести его на
свет здесь и сейчас. И он не обязан за это отвечать.
Невоспитанный, упрямый, ленивый, капризный – «трудный»… Ну что с ним
делать?
А с вами?
С вами что делать – мрачными, раздражительными, усталыми, безразличными,
всегда спешащими и всегда занятыми? Что вашему ребёнку делать с вами? Чем
защититься от вашего хронического недовольства жизнью?
Хотелось
бы с вами говорить о детях. Но дети – это, выражаясь языком математики,
производная. Производная от вас, потому что на свет их произвели вы. И о
вас мы будем говорить, может быть, даже больше, чем о детях. Ведь что
греха таить, тон отношений в семье задают всё-таки родители, а не дети. И
даже если ребёнок – тиран, а родители – его покорные рабы, это они
позволили, они допустили такую расстановку сил.
В общем,
хочется помочь родителям, которым нелегко даётся воспитание детей, которые
с трудом выстраивают свои отношения с ними.
(использованы
материалы из книги «Книга для трудных родителей», авторы – И.Медведева и
Т.Шишова)
Галина
Романова